Неточные совпадения
Миссия России — защита и
освобождение маленьких
народов.
Освобождение русской народной энергии и направление ее к активному овладению и оформлению русских пространств будет и
освобождением русского
народа от немецкого рабства, будет утверждением его творческой самобытности.
«История других
народов — повесть их
освобождения.
В вульгарном, философски полуграмотном материализме Бюхнера и Молешотта находили опору для
освобождения человека и
народа, в то время как освобождать может лишь дух, материя же может лишь порабощать.
Сколько
народ выпивал до
освобождения и сколько — теперь, и как велика была средняя цифра урожая до шестьдесят первого года, и какая — в настоящее время?
Среди русского
народа, в котором, особенно со времени Петра I, никогда не прекращался протест христианства против государства, среди русского
народа, в котором устройство жизни таково, что люди общинами уходят в Турцию, в Китай, в необитаемые земли и не только не нуждаются в правительстве, но смотрят на него всегда как на ненужную тяжесть и только переносят его как бедствие, будь оно турецкое, русское или китайское, — среди русского
народа в последнее время стали всё чаще и чаще появляться случаи христианского сознательного
освобождения отдельных лиц от подчинения себя правительству.
Христианство проникало в сознание человечества не одним отрицательным путем доказательства невозможности продолжения языческой жизни, но и своим упрощением, уяснением,
освобождением от примешавшихся к нему суеверий и распространением между всеми сословиями
народа.
По совершенном
освобождении от внешних врагов Россия долго еще бедствовала от внутренних мятежей и беспокойств; наконец господь умилосердился над несчастным отечеством нашим: все несогласия прекратились, общий глас
народа наименовал царем русским сына добродетельного Филарета, Михаила Феодоровича Романова, и в 1613 году, 11 числа июля, этот юный царь, дед Великого Петра, возложил на главу свою венец Мономахов.
И всё пламеннее он говорил ей о необходимости неустанной борьбы за
освобождение человека, —
народа, человечества — из старых цепей, ржавчина которых въелась в души и отемняет, отравляет их.
По словам Зайончека, целью общества было: изыскание средств к
освобождению и соединению христианских
народов путем веры.
Напротив, [мы смело говорим, что] в личности Маши схвачено и воплощено [высокое] стремление, общее всей массе русского
народа [, терпеливо, но неотступно ожидающей светлого праздника
освобождения.
Памятен также и тот азарт, с которым
народ, в Петербурге, бросился к сенатской книжной лавке, когда однажды, в начале 1856 г., разнесся слух, что вышел и продается указ об
освобождении крестьян.]
Встревоженные страшными видениями, они судорожно сжимают в своих руках те цепи, в которые они заковали
народы, на
освобождение которых пришел Христос и которые распадутся скоро.
Интеллигенция должна давать
народу знания, просвещать его сознание, служить интересам
народа и делу его
освобождения, но сохранять независимость в мнениях, в идеях.
Сам Маркс, признавший религию «опиумом для
народа» и величайшим препятствием на путях
освобождения рабочего класса и человечества, не мог считать религию частным делом.
В Россию Толстой возвращается в апреле 1861 года, в самый разгар радостного возбуждения и надежд, охвативших русское общество после манифеста 19 февраля об
освобождении крестьян Толстой рассказывает: «что касается до моего отношения тогда к возбужденному состоянию общества, то должен сказать (и это моя хорошая или дурная черта, но всегда мне бывшая свойственной), что я всегда противился невольно влияниям извне, эпидемическим, и что, если я тогда был возбужден и радостен, то своими особенными, личными, внутренними мотивами — теми, которые привели меня к школе и общению с
народом».
То сочувствие, с которым не только русское общество, но и русский
народ встретил объявление войны за
освобождение наших братьев-славян от турецкого ига, не поддается описанию.
До него князья московские, начиная с Ивана Даниловича Калиты, и московский
народ, словно молча, не понимая друг друга, трудились над
освобождением от татар, и в этой молчаливой работе, в этой тайне, которую знали все, но и друг другу не высказывали, — чувствовали свою силу и свое превосходство над жителями прочих русских областей, которые жили сами по себе, а об общем деле не помышляли и тяготы его не несли, каковы были, например, новгородцы.
Между тем, шведы, по требованию Шатарди, объявили, что воюют «для
освобождения русского
народа от несносного ига иностранцев». Испуганная Анна Леопольдовна собиралась провозгласить себя императрицей.
И потому
освобождение русского
народа от развращающего влияния узаконенного преступления — со всех сторон дело огромной важности. И
освобождение это произойдет не тогда, когда будут изъяты от телесного наказания кончившие курс, или еще какие-нибудь из крестьян, или даже все крестьяне, за исключением хотя бы одного, а только тогда, когда правящие классы признают свой грех и смиренно покаются в нем.
Папы, короли и рыцари побуждали
народ к
освобождению святой земли; но
народ не шел, потому что та неизвестная причина, которая побуждала его прежде к движению, более не существовала.
Разве не то же, что делали эти дети с везущей их лошадью, когда они гнали ее, делали и делают люди богатых классов с рабочим
народом во все времена и до и после
освобождения. И разве не то же, что делают дети, стараясь, не слезая с лошади накормить ее, делают люди общества, придумывая средства, не изменяя своего отношения к
народу — прокормить его теперь, когда он слабеет и может отказаться везти?
Уравнение крестьянства, составляющего огромное большинство
народа, во всех правах с другими сословиями особенно важно потому, что не может быть прочно и твердо такое общественное устройство, при котором большинство это не пользуется одинаковыми с другими правами, а находится в положении раба, связанного особыми, исключительными законами. Только при равноправности трудящегося большинства со всеми другими гражданами и
освобождении его от позорных исключений может быть твердое устройство общества.
Огромное значение в оздоровлении русского
народа и в
освобождении его от злого наваждения будет иметь начавшееся гонение на церковь.
В сущности, буржуазная революция означает национальную, всенародную революцию, момент в исторической судьбе целого
народа, в его
освобождении и развитии.
Так что если бы решение вопроса об
освобождении себя от извращенного христианского учения и вытекающего из него допущения насилия, нарушающего любовь, и признание христианского учения в его истинном значении зависело только от людей цивилизованных, пользующихся в нашем обществе в материальном отношении лучшим, в сравнении с большинством рабочего
народа, положением, то предстоящий переход людей от жизни, основанной на насилии, к жизни, основанной на любви, еще не был бы так близок и настоятелен, как он близок и настоятелен теперь и особенно у нас в России, где огромное большинство
народа, более двух третей, еще не развращено ни богатством, ни властью, ни цивилизацией.
Освобождение образования, воспитания и преподавания от тех стеснений, в которых они находятся теперь, важно потому, что только эти стеснения мешают рабочему
народу избавиться от того самого невежества, которое служит теперь для правительства главным доводом для применения к
народу этих самых стеснений.
На второй же вопрос ответ мой состоит в том, что причина бедственности положения
народа не материальная, а духовная; что причина главная — упадок его духа, так что пока
народ не поднимется духом, до тех пор не помогут ему никакие внешние меры, ни министерство земледелия и все его выдумки, ни выставки, ни сельскохозяйственные школы, ни изменение тарифов, ни
освобождение от выкупных платежей (которое давно пора бы сделать, так как крестьяне давно переплатили то, что заняли, если считать по теперь употребительному проценту), ни снятие пошлин с железа и машин, ни столь любимые теперь и выставляемые несомненным лекарством от всех болезней — приходские школы, — ничто не поможет
народу, если его состояние духа останется то же.
Освобождение от правительственного вмешательства в дело образования рабочего
народа дало бы возможность
народу усвоить несравненно более быстро и целесообразно все те знания, которые нужны ему, а не те, которые навязываются ему.
Русские люди все ждали, что «
народ» этот в час своего
освобождения от гнета скажет новое слово о новой жизни, обнаружит какую-то особенную правду.
Товарищ этот, горячий, увлекающийся и с огромными дарованиями человек, привлек его к участию в обществе, цель которого состояла в просвещении
народа, вызове в нем сознания его прав и образования в нем объединенных кружков, стремящихся к
освобождению себя от власти землевладельцев и правительства.
Истинное
освобождение,
освобождение духа русского
народа и тела его от истерических судорог и конвульсий еще впереди.